Готы – индивидуалисты. Если сказать проще – одиночки. Они отделились от общества, у них своя жизненная философия, своя музыка, литература, мировоззрение. Они по сути романтики, хотя понятие романтизма у них свое собственное.

К сожалению (а может и к счастью), после того как субкультура готов начала стремительно развиваться, появилась новая разновидность готов, так называемые Perky Goth (иногда пишут Perky Goff). Для них готика заключается, прежде всего, в имидже. Депрессивность и замкнутость не в их стиле.

Mopey Goths – полная противоположность Perky Goth – они представляют собой готичную субкультуру в первичном виде. Замкнутые, депрессивные (иногда даже слишком), увлеченные одиночеством. Для них готика – это вся жизнь.

Mopey Goths и Perky Goth являют собою две крайности, большинство современных готов занимают место где-то посередине, только немного склоняясь в какую-то сторону.
Отдельно от этих двух категорий существуют еще и «подвиды» готов, некоторые из которых возникли как последствие слияния двух субкультур. Например, панк-готы. Внешним видом они напоминают обычных панков в черной одежде: ирокезы, рваные джинсы, кожаные куртки, грубые металлические украшения.

Более традиционно выглядят антикварные готы (Antiquity Goth, смешное название, не правда ли?). В их имидже ключевым является стиль определенной исторической эпохи (викторианской, ренессанса, романтизма). Поведение бывает нарочито вежливым, словно у средневековых аристократов.

Кибер-готы (CyberGoth) выглядят вовсе удивительно. Они – самый необычный и самый новый вид готов, смесь кибер-панка и готической культуры. Внешность – очки «кислотных» цветов, контактные линзы, придающие глазу как можно менее естественный цвет. На голове странные хаотические прически. Волосы покрашены во все те же «кислотные» цвета.

Напоследок стоило бы упомянуть еще не менее интересных готов-вампиров (Vampyre Goth), фетиш-готов (FetishGoth), простых Jeans'n'T-shirt Goth, любителей вестернов Western Goth и устрашающих Tribal Goth, но не в этой статье. Ждите продолжения…



Вы наверняка не раз встречали на улице этих странных персонажей. Молодой человек с огромным бутафорским мечом в рюкзаке, девушка в черном плаще до пят и кричащем гриме, подростки с рюкзачками в виде героев японской мультипликации, молодые люди, общающиеся между собой на кричаще «неправильном» русском языке, неформалы с разноцветными ирокезами на голове. Готы, панки, любители аниме, фанаты, «подонки», «жертвы корпораций», толкиенисты, блоггеры… Члены новых российских сообществ, столь же неизвестных, загадочных и интригующих среднестатического гражданина, как папуасы Новой Гвинеи — Миклухо-Маклая или очередная редкая, занесенная в Красную книгу тварь — Николая Дроздова.

Они живут своей закрытой формацией, презирая каноны «нормального» общества. У них все свое, эксклюзивное — идеология, атрибутика, цели и средства существования. Стадное чувство для них — не ругательное понятие, а способ найти себя в этом мире. Они принимают в свои ряды близких по духу людей, знакомятся, влюбляются, творят в рамках своей эксклюзивной субкультуры. Они редко допускают в свой мир посторонних.

Характерные признаки
Мрачные, депрессивные люди в черном. Любят мистику, кладбища и угнетающую тяжелую музыку. Читают страшные романы и часто думают о загробном мире. Романтизируют смерть. Хотят быть похожими на утопленниц, вурдалаков и прочую «нежить» нарочито белыми лицами, черными кругами вокруг глаз и линзами с глазами-точками. Отдельные виды тяготеют к вампирской эстетике. Удлиняют себе клыки или передние зубы. Особо впечатлительные всерьез считают себя вампирами и верят в свое сверхъестественное происхождение.

Среда обитания и повадки
Ночью (по слухам) — кладбища и прочие культовые места.За любовь к смерти их боятся и обижают. Приписывают танатофилию — восприятие смерти как фетиша, сомнофилию — любовь к сексуальным играм, в которых партнер притворяется трупом, и прочие не менее мрачные фобии. Рассказывают, что истинной готессой можно стать, лишь лишившись девственности на могиле. Сторонники таких крайних мер есть, но не все новоявленные готы действительно хотят побыстрее оказаться в земле. Большинство ограничивается ролью наблюдателя. Ходят на кладбище не выбирать себе место, а любоваться старинной загробной архитектурой.
Готов иногда путают с сатанистами за мрачный образ и любовь к потустороннему. Часто ошибочно. Гот может быть христианином, мусульманином или буддистом. Встречаются и атеисты, и те, кто верит в себя. Некоторые просто гадают на картах и вызывают духов по ночам.

Борьба за выживание
Готов часто подозревают в ее намеренном отсутствии. Они действительно идеализируют смерть, но при этом… тоже любят жить, только с надрывом. Суть их идеологии — смакование боли и страданий, так что смерть надо еще выстрадать. Позитив в общем понимании ничего не значит для настоящего гота. Наоборот, ему приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Проблемы в жизни помогли создать свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные — свободными. Обратное понимание вещей — способ выразить себя и найти свое место в жестоком мире. В этом понимании уныние — не христианский грех, а естественное состояние.

Способы добывания духовной пищи
Прекрасное они чувствуют по-своему: пишут стихи, рисуют картины, создают группы и свою особую культуру. Культурный аспект немаловажен. Ведь все готическое движение — не в последнюю очередь порождение культуры.

Все начиналось с музыки. В конце 70-х на смену панку пришел постпанк. «Темные панки» ввели моду на андрогинность среди мужчин. Они сделали пирсинг эстетикой, а грим и маникюр — неотъемлемой частью внешнего вида. Они создали образ, который позже окрестили готическим.

В 1979-м вышел сингл группы Bauhaus «Смерть Бэлы Лугоши». В песне говорилось о венгерском актере, прославившемся в роли графа Дракулы в 1931 году. Многие готы услышали песню в фильме «Голод» с Дэвидом Боуи и Катрин Денев. Герои картины, современные вампиры, пьют кровь, надрезая горло жертвы ножиком в форме Анка — египетского символа вечной жизни. С тех пор Анк стал главным фетишем готов, а припев песни — их девизом: Goths Undead (готы не мертвы).

После выхода сингла одна за другой стали появляться готические группы — The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight. Новая формация людей со своим мировоззрением и четкими представлениями о субкультуре проявила интерес к особым видами искусства: готическим романам, архитектуре, мрачному арту. Любимцами неформалов стали Эн Райс — автор вампирских новелл, Эдгар По и Лавкрафт.

Есть у готов и «свое» кино. Из классики — немые фильмы ужасов начала XX века: «Носферату», «Кабинет доктора Калигари». Из позднего — «Жучиный сок», «Эдвард руки-ножницы». Любимые актеры — Бела Лугоши, Питер Кашинг, Борис Карлов, Кристофер Ли, Кристина Риччи, Джонни Депп и Брэндон Ли. Есть и культовый мультфильм: «Ночной кошмар перед Рождеством» Тима Бартона.

Классификация видов
Внешний вид для готов — фетиш и символ принадлежности к «своим». Но просто одеться во все черное недостаточно. У разных деталей гардероба — своя философия и смысловая нагрузка.

Есть, например, готы «антикварные». У дам — прически-корабли на голове, ноги путаются в пышных юбках. На оголенной шее и кистях никаких шипов, только серебро и камни. Простоволосые мужчины — в камзолах, белых рубашках с жабо, плащах и остроносых туфлях. Неслучайно таких еще называют романтик-готы.

У «андрогинных» готов тоже своя романтика. На лице — грим. На теле — юбка, на руках — рваные колготки. Вот и думайте, кто это — гот или готесса. Кибергот — существо с торчащими проводами, железными вставками и в обтягивающем комбезе из латекса или винила. «Киберы» близки по внешнему виду фетиш-готам. «Фетиши» тоже во всем обтягивающем и даже кислотном. Есть еще, не поверите, «готы — рабы корпораций» — работники крупных компаний. Бедолаги вынуждены одеваться прилично — в черные костюмы и старомодные рубашки. И все-таки самый неординарный гот — фрик. Пирсинг на всех частях тела, начесы на волосах кислотного цвета. Огромные бутсы на высокой платформе тянут ноги к земле, а макияж напоминает маску индейца.

Одеться готу— большая проблема. Средневековые платья и камзолы на рынке не купишь, а в одних рваных колготках на улицу не выйдешь. Интернет пестрит вопросами: «Где же одеться готу?». И ведь находят выход! Самые смелые и догадливые готки отправляются в… секс-шоп. Десятка за закрытые глаза охранника, и перед ними — вполне доступный по ценам ассортимент: латексные и кружевные перчатки, корсеты, чулки. Многое из этого достается и их вторым половинам.

Готы сознательно придумали свой стиль и нечаянно — целую моду. Сегодня их эпатажный внешний вид превратился в особый гламур для прочих членов общества. Одеваться «под гота» стало модно. Черным лаком красят ногти даже формальные бизнес-леди, а платья с закосом под средневековье встречаются на светских раутах. И все-таки это так — баловство, веяние моды. У готов же все серьезно.

…Отношение представителей «нормального» общества к готам разное, но чаще — негативное. Одни боятся, другие искреннее жалеют «заблудшие души». Родители и вовсе бьют тревогу: смерть — не лучший синоним к слову «ребенок». И все же готика — не приговор. Это скорее игра, в которую только что ставшие «взрослыми» превращают свои страхи. Проблемы в ней — шахматы. Они движутся по черно-белому полю, такому же, как грим игроков, и часто к концу партии исчезают. А у юношей и девушек есть все шансы смыть темную краску с лица и стать собой, храня память об эксцентричной молодости. Главное — не заиграться до смерти.

Подтекст

Кандидат медицинских наук, психиатр Александр ЛИТВИНОВ:
— Мотивы, побуждающие человека примкнуть к тому или иному сообществу, могут быть сознательно объяснимые и бессознательные. Есть два уровня бессознательной сферы нашей психики. Первый, более поверхностный, — личное бессознательное, обращаясь к которому человек из всего многообразия молодежных группировок выбирает одну. В большинстве случаев это может быть связано с ранними впечатлениями: поразившая в детстве картина, произведение архитектуры, что-то, к чему тянет, что ассоциируется у человека с местом, где ему хорошо и интересно, где он чувствует себя наиболее защищенным. На личном бессознательном уровне среди молодежных течений он будет выбирать те, где есть эти элементы.
С точки зрения личного бессознательного тема смерти и страхов, связанных с ней и естественных для любого человека, принимает в готическом мировоззрении гротескную форму. Срабатывает психологический механизм обращения в противоположность: ты делаешь игрой то, чего боишься. Страх смерти как небытия и нарушения телесной целостности, прибегание к способам психологической защиты — это «обращение в противоположность» и «идентификация с агрессором». Эти страхи свойственны всем нам, и, защищаясь от них, пытаясь их «расколдовать», мы прибегаем, например, к «черному» юмору.
Более глубокий и обширный пласт, впервые описанный Карлом Густавом Юнгом, — это бессознательное коллективное. У каждого человека, независимо от унаследованных семейных и национальных традиций, есть сфера бессознательного, в которой в закодированной форме хранится информация обо всем, что было создано человечеством. В критические моменты мы, не находя разумного, рационального способа решения проблем, бессознательно устремляемся к этому пласту, чтобы, почерпнув его психологическую составляющую, получить ресурсы саморегуляции. Используя их, человек может стать, в частности, приверженцем той или иной субкультуры.
Готическое мировоззрение — психологическая самозащита и стремление мыслящих одинаково людей сплотиться и почувствовать себя лучше. Это может быть хорошей психотерапией, пусть даже стихийной. Объединяясь, эти ребята проходят через кризис идентичности, обретают самостоятельность, которая понадобится им в их будущей, уже взрослой жизни.
Депрессия для гота — далеко не всегда медицинское понятие, а прежде всего имя нарицательное, часть имиджа. Конечно, есть люди, которые приходят в субкультуру, чтобы найти в ней экран для проецирования своих депрессивных настроений. Чтобы помочь им избавиться от проблем, можно использовать «лечебный разговор», свободный от морализаторства и осуждения.
Тактика «держать и не пускать» по отношению к человеку, стремящемуся в готику, не принесет успеха. Если поведение его вызывает беспокойство, необходимо, несмотря на возможно безуспешные попытки прежде, снова постараться войти с ним в диалог и дать ему возможность раскрыться. Не отвергать, но и не поддакивать. Не разубеждать, а найти то, что еще ему может быть интересно. Принимать, пытаясь понять. Слушать и слышать, не спеша подгонять высказываемое под свои «правильные» взгляды «желающего только добра» своему ребенку родителя. С другой стороны — не винить во всем и безоговорочно только себя. Искать. Верить. А прежде всего любить.
Но если вовлеченность подростка в атрибутику и философию любого движения становится слишком всеохватывающей и подминающей под себя все другие ценности — есть смысл посоветоваться с психиатром. Особенно если в «концепте» движения (в редакции чада) преобладают темы суицида, смерти и пр.